Главная / Новости / "Казахстан: обращение с электронными и электрическими отходами"

"Казахстан: обращение с электронными и электрическими отходами"

« Назад

"Казахстан: обращение с электронными и электрическими отходами" 08.02.2016 15:27

Анализ системы обращения с отходами электронного и электрического оборудования показал, что в Казахстане уже созданы предпосылки для создания централизованной системы сбора и дальнейшей переработки отходов электронного и электрического оборудования. Экологический кодекс Республики Казахстан устанавливает требование раздельного сбора отходов и отделение опасных составляющих отходов в целях их последующей переработки. 

Ежегодно в мире производятся и продаются миллионы единиц электрического и электронного оборудования (ЭЭО). Увеличение количества и номенклатуры потребляемого ЭЭО неизбежно ведет к увеличению объемов образования отходов ЭЭО. По оценкам фонда ElectronicsTakeBack, в Казахстане ежегодно накапливается около 126 тыс. т отходов ЭЭО [1]. Это серьезный удар по окружающей среде, поскольку многие компоненты данных отходов содержат такие опасные вещества, как свинец, ртуть, полихлорированные дифенилы, поливинилхлорид. 

В мировом сообществе вопросам обращения с отходами ЭЭО уделяется большое внимание. В последнее время был принят ряд международных инициатив в области управления этими отходами. К таким инициативам относятся Партнерская инициатива по мобильным телефонам, Партнерство для действий по обращению с компьютерным оборудованием, Региональное партнерство по электронным отходам Латинской Америки и карибских стран. Кроме того, принятие запретительной поправки к Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением представляет собой еще один инструмент против превращения развивающихся стран в свалку токсичных отходов [2]. 

Центр «Содействие устойчивому развитию» реализовал проект «Анализ системы обращения с отходами электронного и электрического оборудования в Республике Казахстан». 
Проект осуществлялся при финансировании IPEN (Международная сеть по ликвидации стойких органических загрязнений) и при поддержке Министерства охраны окружающей среды, акимата г. Алматы и Балхаш-Алакольского департамента экологии. 

В рамках реализации проекта был проведен анализ законодательной базы Республики Казахстан в области обращения с отходами, оценка существующих способов обращения с отходами ЭЭО на примере г. Алматы, а также подготовлены рекомендации по совершенствованию системы обращения с такими отходами. 
Анализ системы обращения с отходами ЭЭО показал, что в Казахстане уже созданы предпосылки для создания централизованной системы сбора и дальнейшей переработки отходов ЭЭО. Экологический кодекс Республики Казахстан устанавливает требование раздельного сбора отходов и отделение опасных составляющих отходов в целях их последующей переработки [3]. В настоящее время в Казахстане отсутствует специальный нормативный акт, регламентирующий обращения с отходами ЭЭО. Однако работа в этом направлении ведется. 

В 2011 г. Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан (РК) разработало проект государственного стандарта Республики Казахстан «Отходы электронного и электрического оборудования. Требования безопасности при обращении» в целях реализации положений Экологического кодекса РК и установления в Казахстане эффективной системы сбора и дальнейшей переработки отходов ЭОО. Проект стандарта устанавливает требования к раздельному сбору отходов ЭОО, их хранению и переработке. В настоящее время проект стандарта проходит процедуру согласования в министерствах и ведомствах Республики Казахстан и готовится к процедуре учетной регистрации в качестве государственного стандарта Республики Казахстан. 

В проведении анализа существующих способов обращения с отходами ЭЭО приняли участие представители различных целевых групп – население г. Алматы, поставщики, (производители, продавцы электронных товаров), органы государственной власти, а также специализированные предприятия по сбору и переработке электронных отходов. 

Для каждой целевой группы была подготовлена анкета с вопросами, касающимися аспектов обращения с электронными отходами, характерными для представителей отдельных целевых групп. Население г. Алматы подвергалось формализованному (стандартизированному) интервьюированию посредством личного общения и анкетирования на казахстанских интернет-форумах. 

Представителям поставщиков (производителей) ЭЭО, торгующих организаций и органов государственной власти были направлены анкеты, в которых содержались вопросы о существующих способах обращения с отходами

Оценка способов обращения с отходами ЭЭО показала, что многие компании, занимающиеся торговлей электронными и электрическими товарами, имеют договоры на переработку и утилизацию отходов с поставщиками и сервисными центрами или специальные соглашения на переработку, утилизацию или возврат оборудования. В некоторых магазинах отсутствует услуга обмена сломанного ЭЭО или вышедшего из строя оборудования на новое. В то же время другие магазины осуществляют такой обмен на основе Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» [4]. 
Процесс приема в ремонт неисправного или вышедшего из строя ЭЭО осуществляется непосредственно в торговых точках (если они осуществляют такой прием), либо потребитель обращается в авторизованный производителем сервисный центр, минуя торговую компанию. 

В конце жизненного цикла ЭЭО торговые точки передают отходы, образовавшиеся в процессе их деятельности, на утилизацию и переработку в специализированные предприятия по обращению с отходами
По результатам анкетирования компаний, осуществляющих торговлю оборудованием, объем электрических и электронных отходов, размещаемых ими на полигонах, составляет 0 %. В перспективе эти компании планируют продолжать и расширять отрудничество со специализированными предприятиями по утилизации и переработке отходов.
Результаты анкетирования покаывают, что сервисные центры, занимающиеся ремонтом и обслуживанием ЭЭО, не имеют договоров на переработку и утилизацию отходов с производителями ЭЭО. После ремонта в сервисном центре бытовая техника возвращается клиентам. Вышедшее из строя оборудование, которое не подлежит ремонту, также возвращается заказчику. Согласно анкетам сервисных центров у них не образуется электронных отходов, поскольку отремонтированное оборудование и оборудование, не подлежащее ремонту, возвращается клиентам, а их собственное отработавшее оборудование возвращается производителям. На самом деле чаще всего заказчик отказывается забирать вышедшее из строя электронное оборудование. Тогда сервисные компании разбивают оборудование и размещают его части в контейнерах для сбора коммунальных отходов. В результате опасные отходы попадают на полигоны. 

В специализированные предприятия по обращению с отходами, которые занимаются сбором, транспортированием, переработкой иутилизацией отходов ЭЭО, поступает списанное электронное оборудование с предприятий и из организаций, а также отходы сервисных центров. У государственных учреждений специализированные организации принимают отходы ЭЭО на безвозмездной основе, у частных организаций – за плату. Отдельные специализированные предприятия принимают отходы ЭЭО у населения; при приеме отходов ЭЭО на переработку оформляются акты. Специализированные предприятия осуществляют свою деятельность без поддержки со стороны государства. 

В рамках реализации проекта было выявлено по меньшей мере 5 специализированных предприятий, которые осуществляют деятельность в области сбора и утилизации отходов ЭЭО в г. Алматы. Некоторые из них предоставляют свои услуги по всему Казахстану. 
Большинство государственных учреждений (школ и вузов) имеют большое количество отработавших компьютеров, телевизоров и, в меньшей степени, холодильников. Электронное оборудование регулярно подлежит обновлению путем списания старого оборудования и замены его на более новое. В то же время только половина учреждений имеют договоры на утилизацию отходов ЭЭО. У остальных договоров нет, но в дальнейшем планируется их заключение. 

Проведя оценку способов обращения с отходами ЭЭО, образующимися у населения, можно заметить, что в настоящее время большинство жителей г. Алматы выбрасывают устаревшую технику на свалку или перепродают другим; лишь немногие передают отработавшее электронное оборудование в сервисные центры, остальные хранят в кладовке (рис. 1). 

Часть опрошенных (27 %) не хотят утруждать себя раздельным сбором и намерены продолжать выбрасывать отходы ЭЭО на свалку (19 %) или оставлять на хранении у себя дома (8 %). Остальные респонденты готовы отвозить электронные отходы в специализированные предприятия по переработке отходов (30 %), сдавать в специализированные пункты приема (26 %) или передавать в сервис-центры для ремонта либо последующей утилизации (17 %). Таким образом, готовность населения содействовать перерабатывающим компаниям в организации раздельного сбора отходов ЭЭО очевидна (рис. 2). 

Помимо положительных аспектов в Казахстане в рамках реализации проекта были выявлены некоторые проблемы сбора, утилизации и переработки отходов, возникающие у специализированных предприятий пообращению с отходами ЭЭО. К таким проблемам можно отнести следующие:

  • сложности с переработкой опасных составляющих электронного оборудования (мониторы, элементы питания);
  • сложности сбыта стеклобоя;
  • отсутствие нормативных документов, регламентирующих процесс переработки отходов ЭЭО;
  • отсутствие интереса у малого и среднего бизнеса, а также частных лиц к переработке отходов; работа ведется пока только с крупными компаниями;
  • отсутствие помощи со стороны государства (субсидии, преференции, нормативно-правовые акты и т. д.).

В ходе проведения анализа обращения с отходами ЭЭО, а также переговоров с компаниями по утилизации и переработке отходов было замечено, что остро стоит проблема сбора отработавшей техники у населения. В связи с этим в рамках проекта 12 мая 2012 г. была проведена акция «День сбора старой электроники» в г. Алматы. Проведение акции позволило привлечь к проблеме сбора и переработки отходов ЭЭО население Бостандыкского района г. Алматы. Наиболее активные участники акции были награждены грамотами, с населением была проведена просветительская работа, касающаяся раздельного сбора отходов, в том числе опасных. 

В результате проведения анализа законодательства РК в области обращения с отходами, оценки способов обращения с отходами ЭЭО, а также в ходе проведения акции по раздельному сбору электронных отходов были сформированы предложения по совершенствованию системы сбора и дальнейшей переработки отходов ЭЭО в Казахстане:

  • введение в законодательство РК принципа расширенной ответственности производителя для осуществления поддержки со стороны поставщиков и производителей сбора и переработки отходов ЭЭО;
  • разработка различных механизмов осуществления принципа расширенной ответственности производителя для различных видов продукции (отходов), которые должны быть раскрыты в подзаконных актах;
  • внедрение государственного стандарта РК по безопасному обращению с отходами ЭЭО и других нормативных документов, регламентирующих требования к обращению с отходами ЭЭО;
  • внедрение стимулирующих мер для специализированных предприятий, например подключение к Государственной про- грамме форсированного индустриально-инновационного развития, поддержка со стороны социально-предпринимательских корпораций, Фонда развития бизнеса «Даму» и др.;
  • развитие системы стандартизации и сертификации (например, стандарт на квалификационные требования к специализированным предприятиям по сбору и утилизации отходов и последующая сертификация предприятий на соответствие требованиям данного стандарта и др.);
  • проведение широкомасштабных компаний по информированию населения о вредном воздействии отходов ЭЭО и пропаганде раздельного сбора отходов;
  • внедрение общественного контроля выполнения положений Экологического кодекса РК о передаче собственниками отходов, включая предприятия малого и среднего бизнеса, образующихся отходов специализированным предприятиям по сбору и утилизации отходов;
  • осуществление проектов по поддержке раздельного сбора и переработки отходов ЭЭО со стороны производителей (поставщиков) ЭЭО в Казахстане;
  • организация пунктов сбора старой электроники на базе торговых и сервисных центров, где население может на бесплатной основе сдать отходы ЭЭО;
  • внедрение «зеленых» государственных закупок (закупки продукции, изготовленной из вторичного сырья).

Таким образом, можно отметить, что значительная часть населения Казахстана осознает важность экологически безопасной утилизации отходов ЭЭО и готова к их раздельному сбору и передаче специализированным предприятиям при условии создания соответствующей инфраструктуры. Реализация рекомендаций, изложенных в настоящей статье, позволит установить в Казахстане экологически эффективную систему управления отходами ЭЭО и послужит улучшению экологической обстановки в нашей стране.